Биография Никиты Бичурина
Дата рождения: 29 августа 1777 года
Место рождения: Казанская губерния, Россия
Дата смерти: 11 мая 1853 года
Место смерти: Санкт-Петербург, Россия
Никита Яковлевич Бичурин – русский китаевед.
Никита Бичурин (Иакинф) был рожден 29 августа 1777 года в селе Акулево Казанской губернии. Его отец был дьяконом.
В 1779 году отец получает сан священника и с семьей переезжает в село Бичурино.
В 1785 году по приказу казанского архиепископа о зачислении детей духовенства в духовную семинарию. Никита поступил в Казанскую семинарию, а затем обучался в училище нотного пения в Свияжске.
В Казанской семинарии Никита обучался 14 лет, там же он получил свою фамилию – по названию села, где он жил. Он считался одним из лучших учеников, и даже был отмечен архиепископом и посещал Александро-Невскую академию.
Бичурин знал 4 языка, а 7 декабря 1795 года выступил со своим первым стихотворением.
В 1799 году закончил обучение, отказался от служения в качестве священника и был назначен учителем латинского и русского языков.
29 мая 1800 года он попросился в монахи, и уже через месяц был принят в пострижение под именем Иакинф. Его назначили соборным иеромонахом Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге, и за хорошую успеваемость уже через года он стал управлять целым Казанским монастырем.
Еще через год его назначили настоятелем монастыря в Иркутске и параллельно сэтим ректором духовной семинарии.
В 1803 году разгорелся скандал – выяснилось, что Иакинф тайно сожительствует с дворовой девкой, выдавая ее за послушника. Девушку выгнали, а Иакинфа отстранили от обязанностей. В 1806 году его отправили в ссылку в Тобольск.
Находясь в ссылке, он увлекся Китаем, и его отправили в Пекин вместе с Русской духовной миссией. В 1807 году наказание с него было снято, и он выдвинулся в Иркутск. Там он получил деньги и инструкции. Уже в сентябре миссия двинулась в Китай.
С первых дней поездки и до конца Иакинф вел дневник. К сожалению.его оригинал был утерян, и только небольшая часть была опубликована.
В январе 1808 году миссия въехала в Китай.
В Китае Иакинф изучает китайский и выпускает все необходимые документы на нем. Все остальные члены миссии не были готовы к ней- вели себя не так, как полагается и постоянно позорили себя. Также все не было гладко с финансами –пришлось продавать имущество церкви и выживать.
За время нахождения в Китае Иакинф выучил китайский и маньчжурский.
В 1810 году начал создавать китайско-русский словарь, и через 10 лет был закончен. В 1816 году из-за множества работы опереводам попросил Синод оставить его в Китае еще на 10 лет, но получил отказ. В итоге он пробыл в Китае до 1821 года.
А в 1819 году издал первую публикацию о восстании одной из пекинских сект.
В 1822 году прибыл в Санкт-Петербург, и там был вновь предан суду за неподобающее поведение в Китае.
Результатом суда в 1823 году стала ссылка в Соловецкий монастырь и лишение всех санов. В августе его туда и отправили, но за время до суда Иакинф успел еще опубликовать несколько статей о Китае.
В первый год ссылки -1824-Иакинф отправляет письмо в Санкт-Петербург высокопоставленному лицу, этим письмом заинтересовался Румянцевский кружок – обеспечивавший миссию в Китае и встретился с Иакинфом.
В 1825 году была опубликована статья Иакинфа в журнале Северный архив. Его ценность заметил министр иностранных дел Нессельроде и ходатайствовал перед Николаем I об возвращении Иакинфа из ссылки. Царь удовлетворил просьбу, и 1 ноября 1826 года ссылка Иакинфа закончилась.
Иакинф был восстановлен монахом Александро-Невской лавры, но зарплату получал от Министерства иностранных дел.
Монахом он был формально, а сам вел светский образ жизни – увлекался литературой, посещал различные кружки.
В период с 1827 по 1834 годы выпустил 10 монограмм, дал характеристику Китая.
29 апреля 1826 года вышла его первая книга «Описание Тибета», а в 1829 году она была переведена на французский. В 1828 выпустил двухтомную книгу «Записки о Монголии» с картой.
В декабре 1828 года Иакинф стал членом-корреспондентом Академии наук по разряду литературы и древностей Востока.
В мае 1829 года знакомится с Гумбольдтом, который рекомендует его французским синологам, и Иакинф в 1831 году получает членство в Парижском Азиатском обществе.
В 1830-1832 годы совершил еще 2 путешествия в Забайкалье, во время которых хотел выйти из монашества, но ему не позволили.
После возвращения в Петербург в 1833 году знакомится с британским путешественником Борроу и помогает тому перевести Библию на маньчжурский язык. В 1835 году его назначают учителем китайского языка в Сибири, где он пробыл 2 года. Затем год он поправлял здоровье, и лишь в 1838 году вернулся в Петербург.
Там он вновь выпускает свои заметки и книги.
В 1839 году получил Демидовскую премию за грамматику китайского языка.
Его последним крупным трудом стало Собрание сведений о народах, обитавших в Азии в древние времена, которую закончил писать в 1847 году.
В 1852 году его здоровье стало резко ухудшаться, а 11 мая 1853 года он скончался.
Достижения Никиты Бичурина:• Первый русский ученый, систематизировавший народы Азии и Востока
• Создал китайско-русский словарь и перевел множество китайских трудов (17 томов переводов было в самом масштабном его переводе)
• Им написано множество книг и заметок о Китае
Даты из биографии Никиты Бичурина:29 августа 1777 года – родился в Казанской губернии
1785-1799 годы – обучение в Казанской духовной семинарии
1800 год – постриг в монахи
1808-1821 годы – миссия в Китае
1823-1826 годы – ссылка в Соловецком монастыре
11 мая 1853 года - скончался
Интересные факты Никиты Бичурина:• Его накопленная за время нахождения в Китае библиотека весила 6.5 тонн
• Был знаком с Пушкиным, Одоевским, Крыловым, а также декабристами
• Любил театр и оперу
• С прохладой относился к монашеской жизни
• Его имя упоминается в 4 художественных книгах
• В Чебоксарах ему установлено 2 памятника, а также имеются 2 музея